Полезные ссылки
Метрика

|
|
Устное собеседование по русскому языку –
допуск к ОГЭ-2021
Итоговое собеседование по русскому языку в основной срок пройдёт 10 февраля 2021 года.
Что такое итоговое собеседование для 9 класса?
Итак, чтобы получить допуск к сдаче ОГЭ, девятикласснику необходимо показать свои навыки в области языкознания. По сути, это предварительный экзаменационный этап, который вынуждает применять изученные правила в ходе устного общения. Кстати, испытать себя придётся не только обычным ученикам, но и тем, кто обучается экстерном. Без успешного прохождения этого этапа такой учащийся не будет допущен к ОГЭ. Само собеседование проводится в школе, где учится ребёнок, без выезда в другое учебное заведение.
Данная инициатива была разработана после утверждения Концепции преподавания русского языка и литературы. Причиной такого нововведения стала активная критика тестирования как адекватного способа оценки уровня знания и владения русским языком. Упор в собеседовании сделали именно на оценивание живой речи учеников, а потому подготовка и сдача проводятся в сжатое время.
В среднем один человек проходит процедуру за 15 минут. Весь процесс записывается на диктофон. Итоговая оценка по собеседованию ставится без разбалловки – в формате «зачёт»/«незачёт». Положительного результата можно достичь, набрав как минимум 10 баллов. Максимальный возможный балл – 19.
Виды заданий в билете
Всего нужно выполнить 4 задания. Первое – чтение текста вслух. Материал специально подобран так, чтобы проверить, овладел ли молодой человек орфоэпическими нормами, расстановкой ударений и корректными интонационными навыками. Второе (и самое сложное) – пересказ текста с включением цитаты. Ученику потребуется не только правильно передать основную суть материала, но и сослаться на цитату, представленную в задании. Цитата проистекает из первого задания и дополняет собой представленный материал.
Третья часть билета – применение монологических высказываний. Суть в следующем: на выбор школьнику даётся три варианта – описание, рассуждение и повествование. В зависимости от этого меняется задание:
-
Описание подразумевает устный обзор показанного изображения.
-
Рассуждение предполагает дачу ответа на поставленный вопрос.
-
Повествование же ведётся самим учеником. Его задача – рассказать что-либо, опираясь на предоставленный материал.
Под выданным ученику «исходником» расположены критерии, на которые нужно обратить внимание при подготовке монолога. К примеру, в случае с фотографией требуется описать:
-
кто изображён на снимке;
-
чем заняты люди;
-
какие у них выражения лица и т.п.
Школьник должен составить речь, насчитывающую не мене 10 фраз. Загвоздка в том, что сами фразы являются фонетическими единицами, не всегда равными предложению. Поэтому эксперт будет обращать внимание не только на их количество, но и на смысловую нагрузку, заложенную буквально в каждое слово.
Четвёртое (и последнее) задание – диалог с экзаменатором. В ходе общения девятикласснику предстоит проявить умение вести дискуссию, отвечать на вопросы, формулировать мысли и в доступной форме доносить их до оппонента. Задания сдаются поочерёдно, для дачи ответа на каждое из них выделено 2 минуты. Все задания будут содержаться в выданном школьнику КИМе.
Новости и слухи о возможных изменениях
ФИПИ совместно с Рособрнадзором уже составляют рекомендации по подготовке к собеседованию в 2020 году. К сожалению, на какие-то точные данные пока можно не рассчитывать – с каждым сезоном в контрольно-измерительных материалах всплывают все новые подвохи, которые стараются вовремя отслеживать и дорабатывать по мере необходимости. Следовательно, до 2019-2020 учебного года КИМы еще могут кардинально поменяться. Ну а пока педагоги будут проводить подготовительные занятия по таким дисциплинам:
-
выразительное чтение;
-
пересказ текста;
-
монолог;
-
диалог.
По итогам апробации было установлено, что проще всего обучающимся сдавать чтение текста вслух и ведение диалога. Зато работе с монологами и пересказами при подготовке следует уделить максимум внимания. Как правило, именно эти задания становятся причиной снятия баллов на собеседовании.
Как подготовиться к итоговому собеседованию?
Поскольку все задания завязаны на живом и спонтанном общении, то тренировать следует именно этот аспект. Удобнее это делать в паре – вторым человеком может стать один из родителей или одноклассник, с которым вы будете практиковаться. Чтобы выполнить задания, в ходе которых нужно своими словами описать предмет или передать суть произошедшего события (явления), лучше подготовиться именно к ведению монолога. В ходе собеседования специалист будет обращать внимание на то, как девятиклассник:
-
выстраивает свои мысли в стройный ряд, а затем – делает выводы;
-
отстаивает собственную позицию, передаёт фактическое содержание прочитанного текста;
-
составляет сложные предложения без использования сленга и просторечий;
-
заменяет исходные слова синонимами;
-
использует интонацию при пересказе текста (кроме того, будет отмечено, соответствует ли она пунктуационному оформлению в «исходнике»);
-
описывает представленный материал, передавая информацию.
Эксперт должен убедиться, что речь у школьника правильно поставлена и достаточно богата. Именно потому не повредит практика – только постоянная работа с монологами, а также ведение диалогов с человеком, не употребляющим молодежный или профессиональный сленг, позволит очистить свою речь от «шелухи», «эканья» и прочих раздражающих привычек.
Для первого задания обычно берут биографию исторической личности (отечественного государственного деятеля, учёного и т.п.), которую нужно прочитать с выражением. Предоставляемый на собеседовании текст насчитывает порядка 170 слов. Для тренировки можно использовать исторические справки, отслеживая интонацию и правильную расстановку пауз при прочтении. На досуге следует полистать справочники и запомнить как можно больше правильных ударений в словах, чтобы не испытывать сложностей на собеседовании.
При подготовке ко второму заданию за основу можно взять текст, прочитанный ранее, отыскав в интернете или учебниках высказывание, описывающее деятельность или достижения рассмотренной личности. Главная задача – в краткой форме передать суть текста и в точности воспроизвести цитату, включив её в подходящее по смыслу место в ходе пересказа. Если в тексте даны точные даты, можно передать её обобщённо (скажем, «в 2000-х годах», «в конце XIX века» и т.п.). Такой подход не считается фактической ошибкой.
За 2 минуты, которые даны на подготовку к заданию, нужно выписать самые важные детали:
-
имена и фамилии;
-
сложные или незнакомые слова;
-
наименования мест, населённых пунктов;
-
числа.
Для получения максимального балла в третьем задании нужно заранее выбрать, к какому их трех вариантов работы вы будете готовиться. Ну а последнее задание требует умения поддерживать диалог; просто разговаривать на отвлечённые темы для подготовки будет недостаточно. Чтобы обсуждение было максимально приближено к тому, что вас ждёт на собеседовании, нужно готовиться вместе с партнёром, заранее выбирая конкретную тему дискуссии.
Справочно
К ГИА-9 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9 класс не ниже удовлетворительных).
Обучающиеся, освоившие образовательную программу основного общего образования в форме семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего образования, допускаются к ГИА при условии получения ими отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе основного общего образования.
Обучающийся может быть освобожден от прохождения ГИА-9, если в текущем учебном году он стал победителем или призером заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, являлся членом сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах и сформированных в порядке, устанавливаемом Минобрнауки России. В этом случае обучающийся освобождается от прохождения ГИА-9 по учебному предмету, соответствующему профилю всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады.
Итоговые отметки за 9 класс по русскому языку и математике и двум учебным предметам, сдаваемым по выбору обучающегося, определяются как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок выпускника и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Итоговые отметки за 9 класс по другим учебным предметам выставляются на основе годовой отметки выпускника за 9 класс.
Выпускникам 9 класса, завершившим обучение по образовательным программам основного общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые отметки «отлично» по всем учебным предметам учебного плана, изучавшимся на уровне основного общего образования, выдаются аттестат об основном общем образовании с отличием и приложение к нему.
|
Январь 2021 |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | |
|

Тел. доверия
8 (4112) 42-10-28,
8 (495) 104-68-38
Тел.
горячей линии
ЕГЭ:
8 (4112) 42-10-46
ОГЭ:
8 (4112) 42-10-48,
8 (495) 984-89-19.
|
Последние новости
|
|